diathalac

04.07
02:19

Из чая вылетают воспоминания


Бывало ли с вами такое, что сидя на диване, поджав под себя ноги, вам хотелось выпить чашечку чая и уйти в мир грёз и фантазий? Если это так, то «Чай с птицами» вам в этом очень сильно поможет. Казалось бы, нет ничего проще, чем написать и прочесть рассказ. Потом обдумать его или же забыть. Но начнём с момента написания рассказа. Если в отдельном романе есть место, чтобы развернуться и подать историю от начала до конца, то у рассказов такой возможности нет. Нет необходимого размаха, нужно уложиться в небольшой, краткий миг. Чтобы за один единственный шаг расписать ту историю, что заложена.Джоанн Харрис вообще уникальная женщина. На её месте многие авторы кинулись бы получать призы и премии, а она другая – для неё творчество и процесс важнее, чем какая – либо награда. Да и что уж говорить, она не взяла тут же всю свою семью и не купила себе виллу где-нибудь в Лос-Анджелесе, наоборот, устроилась как можно тише и преподаёт школьникам литературу. В этом определённо что-то есть, и эта уединённость прослеживается в её творчестве. Я читала несколько её произведений, и все они мне очень сильно понравились, я не знала, что её перу принадлежит так же и сборник рассказов. Я не представляла, как автор с этим справиться и что из этого выйдет, но взялась за книгу.Аннотации гласили, что книга невероятно иронична и с ней очень хорошо отдыхать. Книга для отдыха – не всегда плюс, особенно, если автор пишет большинство своих произведений в жанре расследования. Но здесь, это не просто набор каких-то рассказов, это книга непосредственно о самой писательнице и о том, как к ней приходит вдохновение. Это рассказы о любимых местах, о знакомых пейзажах, которые облеклись в новую форму, но всё же узнаваемы. Это рассказы о семье, браке, о творчестве. Не важно каком – писательском, кулинарном или же по части вязания и рассказывания историй. Главное, что человек хочет творить и создавать что-то новое и удивительное. Удивительное сочетание авторского комментария и самого текста, подобно чаю с молоком, сначала наливаешь крепкий чай, а поверх холодное молоко. Потрясающе на вкус. И книга, подобна этому лакомству, хочется пить ещё, ещё и ещё, а потом попросить добавки. И это не просто книга, это рассказы, разные по стилю, по жанру и по героям. У них даже нет определённой общей темы, но вместе они звучат единой симфонией. Это необычно для автора и это необычно для читателя.Мы – читатели, видим лишь конечный результат и законченные произведения, а ведь прежде чем создать шедевр, было отброшено много лишнего. Куда эти воспоминания уходят? В конкретное место? Или в создание подобных рассказов? Скорее второе. Из того, что не вышло к зрителю, рождаются отдельные истории, которые в сборнике звучат уже совсем иначе. Это уже не отброс производства, это вполне цельное произведение. Это и то, что окружает автора – её любимые места, те люди, которые кажутся близкими и вместе с тем чужими, другие города и страны, которые разбиваются об берег Англии, музыка набирает звучание, молоко льётся из чашки, птицы порхают по веткам, они почти как живые, и что, что они всего лишь вырезаны из фруктов, они есть, они существуют, их можно раздавить в ладонях, но они и выскальзывают из них, падая на пол. Это потрясающей красоты воспоминания, грубые и нежные, жестокие и одухотворяющие. Вот она сила литературы – создать всё из ничего, достаточно просто подумать, закрыть глаза, чтобы вдохновение накрыло с головой. Это то, с чего всё началось, те мысли и чувства, с которых началось творчество Харрис, те наброски, которые в последствии, стали книгами, то, что, казалось бы, останется личной тайной, но превратилось в интереснейший сборник.Рассказы, как уже говорилось, абсолютно разные. Магии и привычного мастерства в них не так много, но там много тех вещей, что не производят обычно сильного впечатления – негатив. Оказывается, большинство романов автора получились не в результате каких-то положительных эмоций. Многие произведения появились из негативного опыта. Рассказы про самоубийц, рассказы про жестокость и насилие, на фоне относительно позитивных романов – не совсем привычно. И, тем не менее, это всё та же Харрис, пусть и в другом ключе. Такая, какая она есть – англичанка в чём-то чопорная и нелепая, для которой, на первом месте стоят эмоции боли, злости и гнева. Все те мрачные девы, что считаются пороками. Она писала именно об этом, в своих дневниках. Лишь изредка, напоминая о таких мелочах жизни, как красные туфельки, те о которых мечтала её бабушка, или о таинственных рецептах мамы мужа. Но это лишь краткие мгновения – как раз то молоко, что добавляется в чай, чтобы скрасить жидкую чайную основу. Я не ожидала, что каждая строчка будет пропитана болью, разочарованием и усмешкой. Здесь автор другая, то, что она скрывает внутри себя. Как говорится «В каждом человеке сидят ангел и демон», но в случае автора – демон насмерть забил ангелочка. Если такое вырвалось бы наружу, а не осталось бы только в дневниках, автор бы получила титул грымзы. Некоторые произведения идут по краю добра и зла. Скорее зло там изрядно перевешивает и чем-то напоминает творчество Бегбедера. Именно, именно, того самого, живущего во Франции. А поскольку автор очень любит Францию, как-никак её вторая родина, то местами проскальзывает. И «Windows of the world» и «Каникулы в коме». Откуда же тогда взяться прыжку с Эйфелевой башни и привычной Бегбедеровской статистике? Оттуда – из прочитанных книг. Только без всяких этих словечек, тусовка Англии не так похожа на тусовку Франции. Что несказанно радует, но ощущение некой пустоты и бессмысленности остаётся. Тем временем автор продолжает подливать молока и окунается в прошлое, когда была жива её бабушка. Это трогательно и трагично одновременно. Это некий итог того, что ожидает всех нас – возможно сумасшествие, возможно, некий шаг по парапету. И вместе с тем вдохновляет, как молоко в чашке чая.Это уже совсем другое волшебство, не такое как раньше, не такое воздушное и лёгкое. Это волшебство жизни, то, что должно было бы быть выброшено, то, что должно исчезнуть, но оно сохранилось. Если бы не было этой книги, автор в некотором роде осталась бы загадкой, а так, она раскрывает свой внутренний мир, свои впечатления. Это редко кто делает. Многие авторы боятся, что о них узнают слишком много, слишком много зададут вопросов. А здесь, достаточно налить себе чаю, взять эту книгу в руки, добавить молока и понеслось. Истории сменяют друг друга, молоко – переливается через край. Это не плохо – раскрыть себя.


Оставить комментарий

Вы не зарегистрированы, решите арифметическую задачу на картинке,
введите ответ прописью
(обновить картинку).




Папки